
Уважаемый
Град Nien
Небольшое размышление на тему принадлежности низовий Невы в Средние Века. Как известно, основной торговый путь из Балтики в Новгород в XIII-XV веках проходил через Финский залив, Неву, Ладожское озеро и Волхов. Когги ганзейских купцов разгружались на острове Котлин, товар переносился на малые ладьи, которые затем входили в устье Невы. Путь от устья Невы до Волхова обычно занимал 2-3 дня, но из-за частых штормов на Ладоге путешествие часто затягивалось. Войдя в Волхов, купцы делали две остановки – в Гостинополье и Холопьем городке. Одной из больших трудностей было преодоление порогов – для этого ладьи разгружались и переносились в обход препятствий.
В общем, путешествие было достаточно сложным. Так, викарий новгородской фактории Ганзы (Петрова двора) Бернгард Бракель в XV веке описал путь до Новгорода как "ужасно долгое путешествие" (de vruchtliken langen reyze). Поэтому часто ганзейцы предпочитали приезжать в Новгород зимой, по суше (т.н. winterrgaste).
В договорах между Новгородом и Ганзой, древнейший из которых датируется второй половиной XIII века, подразумевалось, что новгородцы обеспечивают «чистоту пути» от острова Котлин до самого города. Между тем, зафиксировать следы каких-либо постоянных новгородских поселений или крепостей XIII-первой половины XIV века в устье Невы пока не удалось. Вполне вероятно, что на острове Котлин мог располагаться какой-то форт, но это уже из области чистого предположения. Зато известно, что в 1300 году шведы попытались построить на месте впадения Охты в Неву крепость Ландскрону, которую удержать им не удалось. Самое интересное заключается в том, что новгородцы почему-то не стали строить в низовьях Невы крепости, что могла бы требовать логика сохранения под своим контролем этого водного пути.
К 1521 году относится упоминание в письме бургомистра Выборга шведскому королю о разграблении бандой разбойников (из 14 человек) некоего города Ниен в низовьях Невы. Бургомистр снарядил за ними погоню и захватил их в плен. Сейчас считается, что Ниен – это некий «Невский городок», возникший еще в эпоху самостоятельности Новгорода. Правда, ни в писцовых книгах, ни в каких-либо других источниках русского происхождения город Ниен не фиксируется (как и Невский городок).
Позволю сделать предположение о том, что этот населенный пункт, скорее всего, был немецким или шведским и дата его основания приходится на XV век. Дело в том, что на средненижненемецком языке Nie, Nien означал «новый». Это слово в русско-ганзейских документах фиксируется в XV и вполне коррелирует с принятым у немцев гидронимом реки Нева «новая» - Nu, Nuy, New. Эти названия Фасмер интерпретирует как «Новая река». Мало того. Именно в XV веке приставка Nie (-n) стала употребляться ганзейцами в именовании Новгорода. Так в одном из писем Новгород называется Nien Nouwerde. «Таким образом автор письма уже не связывает компонент Nou- с русским источником Нов-». (Е.Р. Сквайрс, С.Н. Фердинанд. Ганза и Новгород: языковые аспекты исторических контактов. М., 2002).
Поэтому не исключено, что город существовал и до XVII века, пока в 30-х годах шведы построили на его месте крепость Ниеншанц. Если такая версия правдоподобна, то встает вопрос, собственно, о степени контроля Новгородом и Московией низовий Невы в XIV-XVI веках.
Ну что сказать?
1.
// Град Nien //
Там игрек. Корень "ny" по-шведски тоже означает "новый", и всё же первая фиксация названия реки в рифмованной хронике Эрика в виде несклоняемого "Nyo" скорее означает передачу иностранного для шведов слова, нежели странное новоообразование в шведском.
Это всё равно, если бы мы новую для себя реку вдруг назвали "ново", и вот так стали бы употреблять.
2.
// Между тем, зафиксировать следы каких-либо постоянных новгородских поселений или крепостей XIII-первой половины XIV века в устье Невы пока не удалось //
На рубеже этих веков в 1300 г. случилась история с Ландскроной, описанная в хронике Эрика. В наших летописях поселение называется Венец земли, это перевод. Крепость разметали, однако смотрите: http://www.tellur.ru/~historia/archive/02-01/selin.htm
Из этого документа следует, что поселение существовало в 1600 году, и носило название Венчище, что предполагает непрерывную трехсотлетнюю русскоязычную топонимическую память.
При этом, как Вы справедливо указали, у шведов русское поселение именуется Ниен (Nyen), фиксации в 16 веке, упоминание от 21 августа 1521 года первое, не единственное в 16 в. Возможно, шведам была неприятна память, связанная с "венцом".
Впрочем, я бы более склонился к версии, что Nyen - это передача ижорского слова. О его существовании говорит этот же документ 1600 года, где упомянут "Спаской диячек с Ненелы".
На месте Смольного монастыря существовало поселение Спасское (Spasko), зафиксированное на картах с 16 века вплоть до петровского времени. В слове "Ненела" суффикс "-ла" означает "выселки", "хутор", в таком случае Нен, или Неен - ижорское название Венчища, передаваемое в шведском как Nyen.
3.
// Поэтому не исключено, что город существовал и до XVII века, пока в 30-х годах шведы построили на его месте крепость Ниеншанц. //
Город разумеется существовал, причём как торговый порт, как описано в документе 1521 года и в таможенных книгах Выборга, и именно как русский город. Русские же таможенные грамоты составлялись от имени Орешка, например, грамота 1563 г., а физически могли составляться в любом таможенном пункте Ореховецкого округа.
Те же источники фиксируют кроме торговли и периодические пограничные стычки, так что вопрос о степени контроля освещён достаточно. Кроме того, в связи со стычками упоминается Ореховецкий договор 1323 г., который прямо запрещает сторонам строить в пограничье новые крепости. Этот договор продлевался сторонами, например, это было сделано в 1557 г.
Это значит, что в пограничье могли существовать только города, построенные до 1323, как Копорье, Орешек, Корела. Шаскольский кажется высказал мнение, что это и есть причина умолчания города Ниена в русских источниках. Т.е. официальная точка зрения: это - таможенный пункт, в составе Спасского городенского погоста, с центром в Орешке. Причём таможня там существовала и до 1323.
Есть и некоторое основание предполагать, что вот это умалчиваемое укрепление Венчища, расцененное в 1520х гг. шведами как постройка города, произошло незадолго до 1521: в апреле 1517 г. через Новгород проехал в первом посольстве Сигизмунд Герберштейн. В его книге упоминается Орешек, описание Невы, Плюсса, Ям, Нарова, но нет Венчища/Ниена. На карте Олафа 1539 г., восходящей к 1520-м годам, нет Ниена. А со второй половины 16 в. на картах появляется Спаско/Spasko, вполне вбирающее в себя и Ниен. Название Nyen появляется на карте Понтуса де ла Гарди около 1580 г., после сего названия сосуществуют.
Так что..